Bronchitis – status and sputum

The flu, severe cases of measles, Pertussis occurs acute inflammation of the trachea and bronchi of viral origin - acute bronchitis.

From the secondary flora often cause bronchitis, pneumonia, strep and influenza bacillus, and complications of influenza - gold (pyogenic) staphylococcus.

Acute bronchitis It may also occur due to the significant amount of dust inhalation, gaseous or vaporous chemicals. Inflammation of the bronchial mucosa occurs with hypersecretion of bronchial glands, cough and phlegm. With the defeat of the small bronchi shortness of breath. Acute bronchitis - one of the most common respiratory diseases. Contribute to the emergence of his hypothermia, smoking, focal infection of the nasal part of the pharynx, congestion in the lungs during heart failure, etc..

Allocate 4 Group etiological factors of acute bronchitis:

  • Physical (excessively dry hot or cold air);
  • Chemical (alkalis, acid, sulfur dioxide, nitrogen oxides, silicon and so on.);
  • Infectious (viruses, bacteria and other microorganisms);
  • Allergic (organic dust, pollen and others.).

Acute bronchitis may occur as an independent disease (primary) and how intercurrent (secondary). Primary bronchitis, usually, It is diffuse. Inflammation can affect the trachea and bronchi (traheobronhit), mainly the bronchi and bronchioles medium caliber (bronhiolit). These types of bronchitis can proceed without obstruction and obstruction. In the presence of obstruction observed more severe with the tendency to spread into smaller bronchi and bronchioles.

Depending on the extent and severity of the inflammatory process, the clinical manifestations of the disease can be razlichnymi- from short one-two-day lung ailments with normal body temperature, cough and chest discomfort to severe fever, neutrophilic leukocytosis, shortness of breath and cyanosis, indicating the presence of pneumonia or bronhnolita. Severe forms of the disease occur mainly in children, elderly, and in frail people and those, chronic bronchitis.

Depending on the nature of fluid distinguish catarrhal and purulent bronchitis.

In kataralynom bronchi mucous expectoration, gelatinous consistency, It contains a small amount of neutrophils and a significant number of epithelial cells of the bronchi, often in the form of clusters and layers. The size of the epithelial cells of the bronchi can determine the site of inflammation. So, Detection in the preparation of large ciliated epithelial cells suggests the defeat of the bronchi caliber, and possibly, and trachea (traheobronhit). The appearance in the preparation of epithelial cells of the bronchi of medium size refers to inflammation in the bronchi medium caliber. When inflammation of the small airways in the sputum epithelial cells appear small size. The defeat of the terminal and respiratory bronchioles (bronhiolit) accompanied by the appearance of epithelial cells in the sputum of small bronchi and alveoli, the number of which is growing. Often with acute bronchitis found fibrin, there may be a spiral Kurshmana.

At catarrhal-purulent bronchitis exudate is muco-purulent, often moderately viscous consistency with a large number of white blood cells. Epiteoliotsitov little.

Purulent bronchitis It is characterized by a large number of white blood cells, than catarrhal-purulent. Epithelial cells of the bronchi due to their death at a purulent inflammation hardly found. There may be red blood cells.

In acute bronchitis on the surface of the inflamed mucous membrane is sometimes formed fibrinous film, which can be separated from the wall of the bronchi, often with a strong cough with phlegm thrown together in a branching cast. Acute fibrinous bronchitis observed in diphtheria, pneumonia, caused by streptococcus pneumonia (pneumococci), and other diseases.

Asthmatic bronchitis, wherein the normal signs of inflammation are absent, It is characterized by the release of a small amount of mucous expectoration gelatinous, containing many eosinophilic granulocytes spiral Kurshmana, Charcot-Leyden crystals, fibrin, epithelial cells of the bronchi and single erythrocytes.

Chronic bronchitis the frequency of occurrence is one of the first places among the chronic nonspecific respiratory diseases, and the number of cases, as the results of numerous studies, the last 10-15 years has been steadily growing.

An important role in the occurrence of chronic bronchitis play polyutanty (admixture to the inhaled air of various substances, adverse effect on the mucous membrane of the bronchi), among which the most important is the inhalation of tobacco smoke. In second place are polyutanty of industrial nature (products of incomplete combustion of coal, natural gas, oil, sulfur dioxide and others.).

The value of an infection as an etiological factor is disputed by many experts, consider, it arises as a result of a second violation of protective mechanisms of the respiratory tract, t. it is. exacerbates the severity of the disease. However, in the event of recurrence of chronic bronchitis in adults and children, the infection is paramount. The most frequent recurrence of the disease are caused by viruses, Mycoplasma pneumonia, sown as Streptococcus pneumonia, Haemophilus influenzae, etc..

As a result of a hypertrophy of bronchial glands, increase in the number of goblet cells and their appearance even in the bronchioles (normally they are absent) bronchi accumulate excessive amounts of mucus, increases its viscosity. All this leads to disruption of the mechanisms of cleansing the bronchi bronchial secretions to form sputum, which is removed cough, is a kind of compensatory mechanism, helps cleanse the bronchi. In a healthy person the process of cleansing the bronchi ciliated epithelial cells of the bronchial tubes is carried out, the foreign particles are transported, sluschivshiysya bronchial epithelium and mucus, allocated bronchial glands and goblet cells, upwardly toward the trachea and larynx.

Clinical manifestations of the disease characterized by a triad of core symptoms:

  • Cough;
  • Expectoration;
  • Breathlessness.

Histologically, chronic bronchitis found inflammatory mucosal infiltration, edema and dilation of the capillaries. On-site infiltration possible ulceration, the healing of which is sometimes replaced by columnar epithelium stratified squamous.

The character of sputum in chronic bronchitis It depends on the stage of the disease. At the beginning of the disease it is often the mucous, and can be an exacerbation of purulent mucous or mucopurulent. Pus and blood in the sputum often take the form of streaks. In the later stages of the disease is almost always sputum mucopurulent.

In patients with chronic catarrhal bronchitis in acute nature of the sputum may be purulent mucous. On microscopic examination, it is possible to find a different number of epithelial cells of the bronchi, often found in the form fibrin fibers and leukocytes.

In hypertrophic form of bronchitis the number of epithelial cells of the bronchi increases significantly. They occur in clusters, layers and groups, resembling glandular structures.

Гипертрофическая форма бронхита

Often on the periphery of the group noticeably stir microvilli. Bronchial epithelium often turns into squamous epithelium, undergoes fatty degeneration and vacuolization. The size of the cells of the epithelium of bronchi metaplazirovannogo (large or small) You can roughly judge whether, where in the bronchi has changed cell surface epithelium.

Purulent chronic bronchitis characterized by purulent sputum, wherein the primary cell substrates are neutrophilic granulocytes. There may be red blood cells. Bronchial epithelial cells are observed in small quantities or almost not detectable. In some patients with wheeze (predastma) among leukocytes in sputum eosinophil granulocytes predominate, can meet Charcot-Leyden crystals, fibrin and spirals Kurshmana. The increase in the number of sputum alveolar cells observed in the propagation of the inflammatory process in the terminal and respiratory bronchioles.

In step catarrh of the bronchi in peripheral blood abnormalities were observed. When purulent bronchitis observed moderate neutrophilic leukocytosis with a shift to the left. In patients with severe respiratory failure from- for erythrocytosis and respiratory acidosis is reduced ESR. The diagnostic importance is the determination of serum total protein, proteinogram, C-reactive protein, gaptoglobnna, sialic acid and seromucoid. During exacerbation of purulent bronchitis sputum increased content of glycosaminoglycans (mukopolisaxaridov) and fibers DNA, thus increasing its viscosity, reduction of the content of lysozyme and secretory IgA.

The clinical significance of these changes is to reduce the resistance of the bronchial mucosa to the damaging effects of infection, ингибированию активности a1-antitrypsin, and increase the activity of proteases, resulting in enhanced distribution of inflammation.

Бронхит — состояние и анализ мокроты

При гриппе, тяжелых случаях кори, коклюша возникает острое воспаление трахеи и бронхов вирусного происхождения — острый бронхит.

Из вторичной флоры чаще всего бронхит вызывают стрептококк пневмонии и палочка инфлюэнцы, а при осложнениях гриппа — золотистый (гноеродный) стафилококк.

Острый бронхит может также возникать вследствие вдыхания значительного количества пыли, газообразных или парообразных химических веществ. Воспаление слизистой оболочки бронхов протекает с гиперсекрецией бронхиальных желез, кашлем и выделением мокроты. При поражении мелких бронхов появляется одышка. Острый бронхит — одно из наиболее часто встречающихся заболеваний органов дыхания. Возникновению его способствуют переохлаждение организма, курение, очаговая инфекция носовой части глотки, застойные явления в легких при недостаточности сердца и др.

Выделяют 4 группы этиологических факторов острого бронхита:

  • Физические (чрезмерно сухой горячий или холодный воздух);
  • Химические (щелочи, кислоты, двуокись серы, окислы азота, кремний и пр.);
  • Инфекционные (вирусы, бактерии и другие микроорганизмы);
  • Аллергические (органическая пыль, пыльца растений и др.).

Острый бронхит может возникать как самостоятельное заболевание (первичный) и как интеркуррентное (вторичный). Первичный бронхит, как правило, является диффузным. Воспалительный процесс может поражать трахею и бронхи (трахеобронхит), преимущественно бронхи среднего калибра и бронхиолы (бронхиолит). Такие виды бронхита могут протекать без обструкции и с обструкцией. При наличии обструкции наблюдается более тяжелое течение с тенденцией к распространению на мелкие бронхи и бронхиолы.

В зависимости от распространенности и выраженности воспалительного процесса клинические проявления заболевания могут быть различными— от кратковременного одно-двухдневного легкого недомогания с нормальной температурой тела, кашлем и неприятными ощущениями в груди до тяжелого течения с лихорадкой, нейтрофильным лейкоцитозом, одышкой и цианозом, свидетельствующими о наличии бронхнолита или пневмонии. Тяжелые формы заболевания встречаются главным образом у детей, стариков, а также у ослабленных людей и лиц, страдающих хроническим бронхитом.

В зависимости от характера экссудата выделяют катаральный и гнойный бронхит.

При катаральном бронхите мокрота слизистая, студенистой консистенции, содержит небольшое количество нейтрофильных гранулоцитов и значительное количество эпителиоцитов бронхов, нередко в виде скоплений и пластов. По размеру эпителиальных клеток бронхов можно определить участок воспаления. Так, обнаружение в препарате крупных реснитчатых эпителиоцитов свидетельствует о поражении бронхов крупного калибра, а возможно, и трахеи (трахеобронхит). Появление в препарате эпителиоцитов бронхов средней величины указывает на воспалительный процесс в бронхах среднего калибра. При воспалении мелких бронхов в мокроте появляются эпителиоциты небольших размеров. Поражение концевых и дыхательных бронхиол (бронхиолит) сопровождается появлением в мокроте мелких эпителиоцитов бронхов и альвеол, число которых нарастает. Часто при остром бронхите обнаруживается фибрин, могут наблюдаться спирали Куршмана.

При катарально-гнойном бронхите экссудат имеет слизисто-гнойный характер, чаще всего умеренно-вязкой консистенции с большим количеством лейкоцитов. Эпитеолиоцитов мало.

Гнойный бронхит характеризуется большим количеством лейкоцитов, чем катарально-гнойный. Клетки эпителия бронхов вследствие их гибели при гнойном воспалении почти не обнаруживаются. Могут наблюдаться эритроциты.

При остром бронхите на поверхности воспаленной слизистой оболочки иногда образуется фибринозная пленка, которая может отделяться от стенки бронхов и нередко при сильном кашле выбрасывается вместе с мокротой в виде ветвящегося слепка. Острый фибринозный бронхит наблюдается при дифтерии, пневмонии, вызванной стрептококками пневмонии (пневмококками), и других заболеваниях.

Астматический бронхит, при котором обычные признаки воспаления отсутствуют, характеризуется выделением небольшого количества слизистой студенистой мокроты, содержащей много эозинофильных гранулоцитов спирали Куршмана, кристаллы Шарко—Лейдена, фибрин, эпителиоциты бронхов и единичные эритроциты.

Хронический бронхит по частоте возникновения занимает одно из первых мест среди хронических неспецифических заболеваний органов дыхания, причем число случаев заболевания, как показывают результаты многочисленных исследований, за последние 10—15 лет неуклонно нарастает.

Важную роль в возникновении хронического бронхита играют полютанты (примесь к вдыхаемому воздуху различных веществ, оказывающих вредное влияние на слизистую оболочку бронхов), среди которых наибольшее значение имеет ингаляция табачного дыма. На втором месте стоят полютанты промышленно-производственного характера (продукты неполного сгорания каменного угля, природного газа, нефти, двуокись серы и др.).

Значение инфекции как этиологического фактора многими специалистами оспаривается, считают, что она возникает вторично в результате нарушения защитных механизмов дыхательных путей, т. е. усугубляет тяжесть течения заболевания. Однако в возникновении рецидивов хронического бронхита у взрослых и детей инфекция играет первостепенную роль. Наиболее часто рецидивы заболеваний вызывают вирусы, микоплазма пневмонии, высеваются также стрептококки пневмонии, гемофильная палочка и др.

В результате гипертрофии бронхиальных желез, увеличения числа бокаловидных клеток и появления их даже в бронхиолах (в норме они здесь отсутствуют) в бронхах накапливается избыточное количество слизи, возрастает ее вязкость. Все это приводит к нарушению механизма очищения бронхов от бронхиального секрета к образованию мокроты, которая удаляется кашлем, являющимся как бы компенсаторным механизмом, способствующим очищению бронхов. У здорового человека процесс очищения бронхов осуществляется ресничками эпителиоцитов бронхов, которые транспортируют инородные частицы, слущившийся эпителий бронхов и слизь, выделяемую бронхиальными железами и бокаловидными клетками, вверх по направлению к трахее и гортани.

Клинические проявления заболевания характеризуются триадой основных симптомов:

  • Кашлем;
  • Выделением мокроты;
  • Одышкой.

Гистологически при хроническом бронхите обнаруживаются воспалительная инфильтрация слизистой оболочки, отек и расширение капилляров. На месте инфильтратов возможно изъязвление, при заживлении которого цилиндрический эпителий иногда заменяется многослойным плоским.

Характер мокроты при хроническом бронхите зависит от стадии заболевания. В начале заболевания она чаще всего слизистая, а при обострении может быть гнойно-слизистой или слизисто-гнойной. Гной и кровь в мокроте нередко имеют вид прожилок. На более поздних стадиях заболевания мокрота почти всегда слизисто-гнойная.

У больных с катаральным хроническим бронхитом в фазе обострения характер мокроты может быть гнойно-слизистым. При микроскопическом исследовании ее можно обнаружить различное количество эпителиоцитов бронхов, нередко встречаются фибрин в виде волокон и лейкоциты.

При гипертрофической форме бронхита количество эпителиоцитов бронхов значительно увеличивается. Они встречаются в виде скоплений, пластов и групп, напоминающих железистые структуры.

Гипертрофическая форма бронхита

Нередко по периферии такой группы заметно шевеление микроворсинок. Эпителий бронхов часто превращается в плоский эпителий, подвергается жировой дистрофии и вакуолизации. По размеру клеток метаплазированного эпителия бронхов (большие или малые) можно ориентировочно судить о том, в каком участке бронхов произошли изменения клеток покровного эпителия.

Гнойный хронический бронхит характеризуется выделением гнойной мокроты, в которой основным клеточным субстратом являются нейтрофильные гранулоциты. Могут наблюдаться эритроциты. Эпителиоциты бронхов наблюдаются в небольшом количестве или почти не обнаруживаются. У некоторых больных с астмоидным дыханием (предастма) в мокроте среди лейкоцитов преобладают эозинофильные гранулоциты, могут встречаться кристаллы Шарко—Лейдена, фибрин и спирали Куршмана. Нарастание в мокроте количества альвеолярных клеток отмечается при распространении воспалительного процесса на концевые и дыхательные бронхиолы.

На стадии катарального воспаления бронхов в периферической крови отклонений от нормы не наблюдается. При гнойном бронхите отмечается умеренный нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево. У больных с выраженной дыхательной недостаточностью из- за эритроцитоза и дыхательного ацидоза снижается СОЭ. Диагностическое значение имеет определение в сыворотке крови общего белка, протеинограммы, С-реактивного белка, гаптоглобнна, сиаловых кислот и серомукоида. При обострении гнойного бронхита в мокроте повышается содержание гликозамингликанов (мукополисахаридов) и волокон ДНК, что способствует увеличению ее вязкости, снижению содержания секреторного IgA и лизоцима.

Клиническое значение указанных изменений заключается в снижении резистентности слизистой оболочки бронхов к повреждающему воздействию инфекции, ингибированию активности α1-антитрипсина и повышению активности протеиназ, в результате чего усиливается распространение воспалительного процесса.